Ставропигиальный мон-рь, расположенный в центре Москвы (ул. Б. Ордынка, д. 34). Основана прмц. вел. кнг. Елисаветой Феодоровной в 1907 г., официально открыта 10 февр. 1909 г. После гибели мужа, вел. кн. Сергея Александровича, его вдова всецело посвятила себя благотворительности, служению Богу и ближним. На средства от продажи личного имущества и драгоценностей 24 мая 1907 г. она приобрела у В. Д. Бабурина в Замоскворечье на ул. Б. Ордынка усадьбу - земельное владение с 4 постройками и большим садом. В окт. того же года здесь был открыт лазарет для раненых, в котором в авг. 1908 г. по благословению митр. Московского сщмч. Владимира (Богоявленского) поставлен временный иконостас «с алтарем (типа походной церкви), дабы не лишить призреваемых... удовлетворения духовных потребностей». 27 сент. 1908 г. указом митр. Владимира настоятелем строящихся храмов и духовником обители был назначен прот. Митрофан (преподобноисп. Сергий (Сребрянский)), к-рый вместе с вел. княгиней трудился над составлением устава новой обители. 20 нояб. 1908 г. митр. Владимир, а 16 марта 1911 г. Синод утвердили временный устав М.-М. о. (ЦГИАМ. Ф. 179. Оп. 62. Д. 1794. Л. 40-44), цель к-рой «трудом сестер... и иными возможными способами помогать в духе чистого христианства больным и бедным и оказывать помощь и утешение страждущим и находящимся в горе и скорби». 29 апр. 1914 г. Синод переутвердил устав с нек-рыми изменениями (РГИА. Ф. 797. Оп. 80. Д. 577. Л. 35-39 об.). В обитель принимали правосл. вдов и девиц в возрасте от 21 года до 40 лет, физически здоровых, желавших посвятить жизнь служению ближним, те, кому было менее 21 года, могли поступить в обитель ученицами.
Сестер подразделяли на крестовых (прошедших посвящение), испытуемых и учениц. Чины посвящения сестер и поставления настоятельницы М.-М. о. были составлены вел. кнг. Елисаветой Феодоровной по благословению и при непосредственном участии митр. Владимира. Сестры имели различную форму, разработанную художником М. В. Нестеровым под рук. великой княгини. По уставу сроки обетов назначались на определенное время, «чтобы вступающая в обитель милосердия серьезно обдумала предварительно тот путь, по которому она думает идти».
10 февр. 1909 г. состоялось офиц. открытие обители. 9 сент. того же года Дмитровский еп. Трифон (Туркестанов) освятил больничный домовый храм во имя святых Марфы и Марии. 9 апр. 1910 г. в этой церкви «по специально утвержденному Синодом чину» еп. Трифон посвятил в чин крестовых сестер (без монашеского пострига) 17 женщин во главе с великой княгиней, давших обет послушания, нестяжания, целомудрия, призрения больных и бедных. 10 апр. того же года во время литургии Московский митр. Владимир посвятил вел. кнг. Елисавету Феодоровну в должность настоятельницы. По поручению имп. св. Николая II Александровича и имп. св. Александры Феодоровны прот. Митрофан Сребрянский вручил Елисавете Феодоровне иконы свт. Николая Чудотворца и мц. Александры. 30 сент. 1910 г. еп. Трифон посвятил в крестовые сестры 10 испытуемых насельниц.
М.-М. о. посещали: 5 июня 1912 г., 9 авг., 9 дек. 1914 г.- имп. Николай II, 31 мая 1912 г., 9 авг., 9 дек. 1914 г.- имп. Александра Феодоровна, 6 мая 1910 г.- вел. кн. Константин Константинович Романов и др. члены имп. семьи, 29 сент. 1914 г.- принц Александр Петрович Ольденбургский; совершали богослужения еп. Волоколамский Феодор (Поздеевский), прот. Павел Флоренский и др.
Сестер духовно окормляли прот. Митрофан и прп. Алексий (Соловьёв). Прот. Митрофан, являясь настоятелем соборного храма, принимал «самостоятельно личное участие в утешении скорбящих, больных и неимущих», входил вместе с казначеей и ее помощницей в совет обители. Некоторые вопросы (изменение правил распорядка внутренней жизни и устава, проекты смет, предположения о продаже недвижимого имущества и т. п.) настоятельница передавала на рассмотрение Совета. В обители служили и др. клирики, в т. ч. входившие в штат (с 6 окт. 1910 г.) священники Евгений Синадский (1878-?), Вениамин Воронцов (впосл. митрополит Ленинградский и Ладожский), с 1922 г. Иоанн Игошкин (Гавриил (Игошкин)), а также диак. Михаил Сытник (1876-?).
Два раза в неделю духовник проводил с сестрами катехизические беседы, 4 раза в неделю в храме читали акафисты. Сестры при посвящении получали кипарисовый крест на белой ленте (с изображением Нерукотворного образа Спасителя и Покрова Пресв. Богородицы, на обратной стороне - образы св. жен Марфы и Марии) и четки. Ежедневно каждая насельница должна была вычитывать 100 Иисусовых молитв. Вел. кнг. Елисавета Феодоровна стремилась создать такую обитель, в уставе к-рой сочетались бы монашеский уклад жизни и деятельная помощь ближним. Прообраз будущего мон-ря она увидела в служении 2 евангельских сестер, труженицы Марфы и молитвенницы Марии (Лк 10. 38-42). Вел. княгиня обратилась также к опыту древней Церкви - к служению диаконисс, считая приемлемой для сестер обители только 1-ю, начальную ступень посвящения в диакониссы по одеянию. В 1911 г. она подала в Синод ходатайство о присвоении старшим сестрам звания диаконисс. Синод отложил решение вопроса до Поместного Собора (см.: Постернак. 2001. С. 212-219). Но на Поместном Соборе 1917-1918 гг. чин диаконисс восстановлен не был.
Впосл. вел. княгиня предполагала выстроить вне Москвы скит, куда потрудившиеся сестры милосердия по желанию и с согласия совета обители могли бы удаляться, приняв мантийный постриг. Для престарелых сестер милосердия, не принимавших монашеского пострига, планировалось устроить приют при обители.
Насельницы осуществляли 3 вида служения: деятельное, попечительное и просветительное. Были устроены больница, аптека, амбулатория (с 25 янв. 1910), столовая, воскресная школа для взрослых женщин, трудовой приют для девочек-сирот и общедоступная б-ка. Вне обители, на Донской ул., размещалось помещение для чахоточных женщин, главная цель которого состояла в утешении умирающих и предоставлении им христианского напутствия. В 1913 г. убежище было переоборудовано в дешевые квартиры для девушек - фабричных работниц и курсисток, поскольку в Москве было учреждено отдельное попечительство о туберкулезных больных. Важная роль в деятельности М.-М. о. отводилась организации квалифицированной медицинской помощи. Процессом лечения в больнице руководил главный врач доктор медицины А. И. Никитин. В амбулатории принимали известные московские врачи (ок. 30 чел.). Специально приглашенные врачи проводили занятия для сестер, обучая их уходу за больными. В больнице было 7 палат с 22 койками; расширение не предусматривалось, поскольку основной задачей сестер считалось попечительное служение - посещение больных и иных нуждающихся. При этом вел. кнг. Елисавета Феодоровна подчеркивала, что обитель «идет к страждущим, но вовсе не для того только, чтобы служить человеческому стремлению выбраться из нужды, горя и страдания… но и затем, чтобы принести страдающему ту радость о спасении… которую благовествует Святая Церковь, призывая всех к покаянию и очищению греха». С осени 1913 г. сестры оказывали медицинскую помощь обитателям ночлежных домов Хитрова рынка, бездомные дети препровождались в приюты.
Во время первой мировой войны 1914-1918 гг. больница в М.-М. о. была обращена в лазарет на 50 чел. 1-го разряда для тяжелораненых. В Москве вел. кнг. Елисавета Феодоровна организовала Комитет по оказанию благотворительной помощи семьям воинов, призванных на фронт. В июле-сент. 1914 г. на заседаниях комитета, проходивших в М.-М. о., были приняты решения об открытии постоянного координирующего органа (канцелярии комитета) и о начале приема денежных и вещевых пожертвований, а также об учреждении «Еженедельника», в к-ром будут освещаться эти вопросы. Комитет обеспечивал работой жен солдат, воевавших на фронте. Семьям воинов оказывалась сельскохозяйственная помощь, их дети обеспечивались всем необходимым. 11 авг. 1915 г. в М.-М. о., на совещании настоятельниц московских жен. мон-рей под председательством вел. кнг. Елисаветы Феодоровны и при участии еп. Можайского сщмч. Димитрия (Добросердова), обсуждались вопросы расширения помощи раненым и больным воинам, а также жен. мон-рям, эвакуированным с территории боевых действий. Так, ряд московских построек предоставили прибывшим из Риги и Холма инокиням. Насельницы Холмского Турковицкого жен. мон-ря и учащиеся монастырской школы были размещены в принадлежавшем обители здании (ныне Старомонетный пер., дом 33).
13 апр. 1916 г. в М.-М. о. митр. Московский и Коломенский свт. Макарий (Невский) в сослужении архиеп. Гродненского и Брестского Михаила (Ермакова), епископов Можайского Димитрия (Добросердова), Верейского Модеста (Никитина) и др. совершил Божественную литургию и благодарственный молебен по случаю 25-летия со дня крещения вел. кнг. Елисаветы Феодоровны в правосл. Церкви.
Архитектурный ансамбль М.-М. о. (памятник архитектуры федерального значения) - стилистически единый комплекс построек нач. 10-х гг. XX в. Для его создания вел. кнг. Елисавета Феодоровна по рекомендации Нестерова обратилась к архит. А. В. Щусеву и принимала непосредственное участие в разработке проекта.
Композиционным центром обители является соборный храм Покрова Пресв. Богородицы, заложенный 22 мая 1908 г. Дмитровским еп. Трифоном (Туркестановым) в сослужении протоиереев Константина Зверева и Митрофана Сребрянского и освященный 8 апр. 1912 г. митр. Московским Владимиром (Богоявленским) в сослужении епископов Трифона, Анастасия (Грибановского) и др. В антиминс собора, как и в антиминс домового храма праведных Марфы и Марии, были вложены частицы мощей свт. Алексия, митр. Московского, прав. Елисаветы и прп. Иоанна Лествичника. Храм рассчитан на 1 тыс. молящихся.
Собор М.-М. о. является одним из удачных примеров церковных построек в неорусском стиле и представляет собой собирательный образ древнерусской архитектуры. Если с разных ракурсов смотреть на храм, то он предстает различным по композиции, но сохраняет архитектурную цельность. Со стороны апсид приземистый кубический одноглавый храм с пощипцовым покрытием сводов напоминает о типе здания, характерном для различных центров Др. Руси удельного времени: раннемосковской архитектуры, новгородского и псковского зодчества XIV-XV вв. Этому способствуют пластика архитектурных объемов и декор в виде вставных резных крестов (переосмысленных в духе модерна элементов новгородской архитектуры) и выемчатых орнаментов. К основному объему храма примыкают ризница с юга, притвор с севера (решен в стиле Георгиевского собора в Юрьеве-Польском и украшен богатой резьбой) и подчеркнуто удлиненная трапезная с запада, которая, по замыслу вел. кнг. Елисаветы Феодоровны, должна была служить местом проведения общественных и просветительских мероприятий. С запада расположен притвор с 2 звонницами, их формы и щипцовые завершения напоминают ц. Спаса Преображения на Бору (не сохр.) Московского Кремля. Фасады церкви украшены белокаменными рельефами в стиле модерн, но напоминающими древнерус. резьбу (выполнены Н. Я. Тамонькиным). Мозаичные иконы Божией Матери «Одигитрия» и Нерукотворного образа Спасителя, размещенные на центральной апсиде и над зап. порталом, изготовлены в с.-петербургской мастерской А. Н. Фролова по эскизам Нестерова. В интерьере собора было найдено нестандартное художественное решение: стилизованный под древнюю псковскую живопись темный басменный иконостас (иконы написаны Нестеровым, резьба по дереву выполнена М. В. Ружейниковым, басма - М. Мишуковым) контрастирует с выбеленными стенами храма, на которых свободно расположены живописные композиции, созданные Нестеровым (1910-1911): «Покров Пресв. Богородицы» и «Литургии ангелов» - в апсиде, «Благовещение Пресв. Богородицы» - на предалтарных столбах, «Христос у Марфы и Марии» и «Воскресение Христово» - в основном пространстве храма. В трапезной собора размещена композиция «Путь ко Христу», сюжет которой, спасение через милосердие Господне, близок к сюжету картины Нестерова «Святая Русь»; среди изображенных - сестры М.-М. о. В 1914 г. были выполнены роспись купола (композиция «Отечество») и орнаменты на стенах, арках и сводах.
В Покровском соборе был устроен подземный храм-усыпальница во имя Сил Бесплотных и Всех святых, предназначенный для захоронения сестер (на 60 захоронений). В духовном завещании от 20 февр. 1914 г., утвержденном имп. Николаем II 25 апр. того же года, великая княгиня просила похоронить ее в этой усыпальнице на месте, ею указанном. Роспись ведущей в усыпальницу галереи на сюжет «Путь праведников ко Господу» выполнена П. Д. Кориным в 1914 г. Храм был освящен 26 авг. 1917 г.
Домовая ц. праведных Марфы и Марии была устроена в больничном корпусе и 9 сент. 1909 г. освящена еп. Трифоном. Неск. палат примыкали к храму т. о., чтобы тяжелобольные могли, не вставая с коек, сквозь открытые окна и двери видеть и слышать богослужение. К 2016 г. внутреннее убранство храма восстановлено по фотографиям (другие помещения корпуса используются как административные). Марфо-Мариинский храм соединялся переходом с покоями настоятельницы, в нижнем этаже корпуса размещалась канцелярия. В 2016 г. на этом этаже находятся помещение для группы дневного пребывания детей-инвалидов и церковная лавка, в верхнем - мемориальный музей прмц. вел. кнг. Елисаветы.
Угловой 2-этажный каменный дом (1890) построен архит. В. Е. Сретенским в духе эклектики с классическими мотивами, в 1909 г. по заказу великой княгини был возведен 3-й этаж. В подвале размещался аптечный склад, на 1-м этаже аптека, на 2-м амбулатория, на 3-м келии сестер, работавших в аптеке и амбулатории. В наст. время здесь располагается медицинский центр «Милосердие» по реабилитации детей с ДЦП. Рядом с Покровским собором находится бывш. воскресная школа с квартирой священника на 2-м этаже, ныне Елизаветинский детский дом. Здание возведено в кон. XIX в. как 2-этажный флигель (архит. Б. В. Фрейденберг), в 10-х гг. XX в. было надстроено.
Трехэтажное общежитие сестер милосердия (1911; архит. Д. М. Челищев) построено в стиле неоклассицизма, парадный вход в виде портика с треугольным фронтоном. На 1-м этаже размещаются трапезная для сестер и сотрудников и стационар детской паллиативной службы. В глубине сада находятся дом садовника (1913-1914; использовался как барак для инфекционных больных, а затем как приемный покой для раненых) и часовня, предназначавшаяся для отпевания усопших (1916-1917). В том же архитектурном стиле, что и Покровский храм, по проекту Щусева выстроены ограда со св. вратами и асимметричным ступенчатым завершением, юж. прясло стены с фонтаном и угловая сторожка с часовней прп. Серафима Саровского. Щусев спроектировал для М.-М. о. не только архитектурный ансамбль, но и составляющий с ним единое целое сад, соединив традиции усадебных садов Замоскворечья и русских монастырских садов с особенностями ландшафтной архитектуры нач. XX в. В парадной части был посажен фигурный газон, установлены фонтаны. Эта строго организованная часть сада контрастировала с живописно расположенными деревьями различных пород; в юж. части создана терраса. Планировка сада, размер и форма деревьев были подобраны т. о., чтобы подчеркивать изящество архитектурного ансамбля обители.
Авторитет М.-М. о. и ее настоятельницы был столь велик, что события 1917 г. сначала не повлияли на деятельность обители. 7 мая 1918 г., на 3-й день Пасхи, патриарх Московский и всея России свт. Тихон возглавил служение литургии в Иверской ц. на Б. Ордынке, а затем посетил обитель и побеседовал с великой княгиней и сестрами. В тот же день вел. кнг. Елисавета Феодоровна была арестовала и выслана в Пермь, а затем в Екатеринбург. С ней добровольно поехали келейница прмц. Варвара (Яковлева) и крестовая сестра Екатерина Янышева, которая затем по просьбе великой княгини вернулась в Москву. На сборы великой княгине дали полчаса, к-рые она провела вместе с сестрами и свящ. Митрофаном в молитве в домовом храме. В пути вел. кнг. Елисавета Феодоровна писала письма сестрам и духовнику свящ. Митрофану, в которых утешала насельниц и призывала с терпением встречать все невзгоды и помнить ее заветы. 19 мая великая княгиня вместе с др. членами имп. дома была выслана в Алапаевск Верхотурского у. Пермской губ. 18 июля вел. кнг. Елисавета Феодоровна и инокиня Варвара приняли мученическую кончину - были живыми сброшены в недействующую Н. Селимскую шахту (в 18 км от Алапаевска), завалены бревнами и засыпаны землей.
В кон. 1918 г. на должность настоятельницы общим собранием сестер была избрана казначея Валентина Сергеевна Гордеева (1863-1931). М.-М. о. осталась практически без средств: в результате национализации банков пропали капиталы вел. кнг. Елисаветы Феодоровны, которые, согласно ее завещанию, должны были служить материальной основой существования обители. Декрет 1918 г. «О свободе совести, церковных и религиозных обществах» лишил обитель, как и другие религиозные организации, всего имущества. Сестры зарабатывали на жизнь шитьем и вязанием. В 1919 г. была закрыта бесплатная столовая для бедных, национализирована аптека, в штате которой, однако, остались сестры обители. В 1917 г. больницу удалось зарегистрировать. В 1920 г. сестры вынуждены были начать сотрудничество с медицинским факультетом 2-го МГУ, который возглавлял хирург Ф. А. Рейн, трудившийся до революции в больнице обители. МГУ платил жалованье сестрам больницы и частично оплачивал содержание коек. Аптеку сестры взяли в аренду совместно с химико-фармацевтическим факультетом 2-го МГУ. Так, за 1921 г. в амбулатории были приняты 3577 больных.
В соответствии с постановлением патриарха Московского и всея России Тихона и Синода от 15(28) февр. 1918 г. в окт. 1922 г. обитель была переименована в Марфо-Мариинскую трудовую общину, устав зарегистрирован 25 нояб. того же года отделом управления Московского совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Сестры и прихожане подписали с Моссоветом соглашение о бессрочном бесплатном пользовании Покровским и Марфо-Мариинским храмами как приходскими. В 1920 г. сестры добились от музейного отдела Наркомпроса присвоения храму статуса охраняемого объекта культуры.
Весной 1922 г. в рамках кампании по изъятию церковных ценностей органами власти из храмов М.-М. о. были конфискованы серебряно-вызолоченные ризы с 34 икон, бриллиантовые, золотые и жемчужные украшения с чтимой Феодоровской иконы Божией Матери, 2 Евангелия филигранной работы, оклады Евангелий с украшениями, 5 крестов с украшениями, дарохранительницы, свящ. сосуды, серебряная водосвятная чаша, 8 лампад, 4 серебряных подсвечника и др.
В марте 1923 г. по обвинению в контрреволюционной деятельности были арестованы духовник общины архим. Сергий (Сребрянский) и 2-й священник Вениамин Воронцов. Архим. Сергию вменялось в вину прочтение в храме послания патриарха Тихона об изъятии церковных ценностей. 24 авг. 1923 г. архим. Сергий был отправлен на год в адм. ссылку в Тобольск. Свящ. Вениамин в июне 1923 г. был выпущен на свободу и продолжил служение в храмах обители. С 1 авг. 1922 г. в Покровский собор был назначен свящ. И. Игошкин. Архим. Сергий, вернувшись из ссылки 27 февр. 1925 г., продолжил служение в обители, но 29 апр. того же года снова был арестован на основании доноса. 2 июля коллегия ОГПУ прекратила дело за отсутствием состава преступления, однако архим. Сергий вынужден был уехать из Москвы.
В 1923 г. Валентину Гордееву дважды арестовывали, но оба раза освобождали. В апр. того же года Мосздравотделом была проведена ревизия, в результате к-рой лечебные учреждения общины были признаны «безусловно полезными», а сама община, в к-рой состояли 132 чел., произвела на ревизоров впечатление «идеальнейшей трудовой коммуны». В то же время правление 2-го МГУ приняло решение о переводе своей клиники из М.-М. о. Для поддержки больницы Рейн организовал в помещениях обители клинику Комиссии по улучшению быта ученых врачей, сотрудничество осуществлялось на тех же принципах, что и со 2-м МГУ.
17 июля 1925 г. по требованию Президиума Моссовета община была перерегистрирована как трудовая артель. В нач. дек. того же года ОГПУ во главе с Е. А. Тучковым приняло решение о полной ликвидации общины и высылке сестер из Москвы, причем в документе особо подчеркивалась помощь общины арестованным и сосланным священнослужителям. С кон. дек. 1925 г. начались допросы сестер и сбор компрометирующего материала. 18 янв. 1926 г. было вынесено заключение о том, что Марфо-Мариинская артель сестер милосердия является социально опасной. 4 февр. 1926 г. на основании ордера ОГПУ во всех помещениях обители состоялся обыск, 5 февр. был зачитан приговор о ликвидации общины и высылке сестер из Москвы. Старшие 18 насельниц во главе с Валентиной Гордеевой были высланы в Киргизский край, большинство - в Казахстан и Ср. Азию, нек-рые оставлены на свободе. Крестовая сестра прмц. Евдокия Петровна Кузьминова (1884-1938) после закрытия М.-М. о. трудилась в Вознесенском храме г. Истры, 19 янв. 1938 г. была арестована, 5 февр. того же года расстреляна на Бутовском полигоне. Определением Синода от 22 февр. 2001 г. она прославлена в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской (Дамаскин. Т. 6. С. 11-12).
31 мая 1926 г. Президиум Моссовета принял решение о закрытии храма праведных Марфы и Марии и передаче его под диспансер транспортного отдела Москоммунхоза. Храмовый образ Христа Спасителя работы Нестерова и др. святыни прихожане перенесли в Покровский собор.
27 июня 1928 г. Президиум Моссовета постановил закрыть Покровский собор, поскольку он «нарушает жизнь» расположенных рядом с ним лечебно-профилактических учреждений и «ведет к порче садов», а здание его - передать Москворецкому райсовету «для санитарно-просветительских целей». Часть убранства храма, «имеющая историко-художественное значение» (иконостас, клиросы и др.), была передана в музейный подотдел Московского отдела народного образования; часть (в т. ч. серебряные сосуды и кресты, 9 колоколов звонницы, парчовые облачения) пущена на утилизацию. Фрески Нестерова по ходатайству сотрудников Центральных гос. реставрационных мастерских и руководства Главнауки были закрыты холстом на подрамниках и фанерными щитами. Оставшуюся часть церковного имущества по просьбе общины было разрешено перенести в ближайший действующий храм свт. Николая Чудотворца в Пыжах, после закрытия к-рого в нач. 30-х гг. XX в. она оказалась утеряна. Само здание Покровского храма было передано под клуб «Санпросвета». В 30-х гг. XX в. здесь находились кинотеатр, клуб Вагонно-авторемонтного завода, во время Великой Отечественной войны - районный штаб противовоздушной обороны. Больница, амбулатория и аптека обители продолжали работать как гос. учреждения, меняя свои названия.
В 1945 г. часть зданий обители, в т. ч. Покровский собор, были переданы ГТГ для размещения Гос. центральных художественно-реставрационных мастерских (впосл. Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. академика И. Э. Грабаря). Собор использовался как запасник, где хранились иконы т. н. 2-й категории, на которых в мастерских обучали начинающих реставраторов.
В акте приема здания и земельного участка, составленном комиссией Гос. центральных художественно-реставрационных мастерских 17 янв. 1945 г., отмечалось «сильно запущенное состояние Покровского собора, требовавшего капитального ремонта» (РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 6. Д. 1321. Л. 58-59 об.). Внешняя скульптурная отделка и наружная роспись были повреждены, бо́льшая часть внутренних росписей работы Нестерова исчезла под слоем масляной и клеевой краски. Фактическая передача здания под реставрационные мастерские состоялась 10 марта 1945 г., в мае того же года начался капитальный ремонт. Реставраторы освободили здание снаружи и внутри от искажающих его вид пристроек и перегородок, отремонтировали крышу, реконструировали отопительную систему. Братья А. Д. и П. Д. Корины раскрыли от штукатурки и укрепили стенопись Нестерова. В 1951 г. члены Добровольного об-ва содействия озеленению Москвы занялись обустройством территории М.-М. о., они стремились сохранить остатки сада и по возможности воссоздать его.
В 40-х гг. XX в. в связи со строительством на соседнем участке 5-этажного жилого дома было разобрано юж. прясло стены с фонтаном в виде головы льва (к 2009 фонтан восстановлен в другой части стены). В сев. части сада были выстроены корпуса Всесоюзного научно-исследовательского ин-та минерального сырья. В кон. 70-х гг. XX в. был произведен ремонт в здании аптеки, в целом оно сохранило первоначальную планировку и декоративное убранство фасадов и интерьера.
Согласно описи Москомнаследия, на 1989 г. практически все здания обители нуждались в научной реставрации, хотя нек-рые (Покровский собор, часовня, парадная ограда с воротами, сторожка) состояли на гос. охране как памятники архитектуры. Общежитие сестер милосердия и воскресная школа, занятые поликлиникой, подверглись перепланировке. Настоятельский корпус, в котором размещалось руководство Реставрационного центра, сохранил первоначальную планировку и декоративное убранство. Здание больницы также в целом сохранило первоначальный облик, несмотря на ряд переделок и утрат. По результатам обследования 1989 г. комиссия Союза реставрации Мин-ва культуры СССР признала необходимость «возвращения первоначальной функции» Покровскому собору.
В авг. 1990 г. патриарх Московский и всея Руси Алексий II обратился к Правительству г. Москвы с просьбой о возвращении М.-М. о. Церкви. Под рук. прот. Бориса Гузнякова начало свою деятельность Марфо-Мариинское благотворительное об-во. Оно было зарегистрировано как гражданская орг-ция и состояло из людей разных вероисповеданий, но в основу его деятельности был положен принцип христианского милосердия. Согласно Уставу об-ва, целью его наряду с помощью обездоленным являлось возрождение М.-М. о. Вскоре на базе об-ва возникло Марфо-Мариинское сестричество, в к-рое поступали девушки, желавшие посвятить свою жизнь служению милосердия. Прот. Борису, ставшему духовником сестричества, удалось договориться о совершении один раз в неделю молебна в Покровском храме, к-рый был занят реставрационными мастерскими. В авг. 1991 г. в саду обители был поставлен памятник основательнице М.-М. о. работы скульптора В. М. Клыкова. По постановлению московских властей от 27 окт. 1992 г. здания и сооружения обители передавались в безвозмездное и бессрочное пользование Церкви в лице «Сестринства милосердия Марфо-Мариинской обители» при храмах Покрова Пресв. Богородицы и святых Марфы и Марии. Однако передача зданий Церкви произошла не сразу. Первые богослужения после минимального ремонта храма праведных Марфы и Марии были совершены клириками РПЦЗ. Через полтора года храм перешел в ведение Московской Патриархии, для служения временно был назначен клирик храма Тихвинской иконы Божией Матери свящ. Феодор Сапунов, а затем на постоянное служение - прот. Виктор Богданов, прослуживший в обители до кончины († 3 нояб. 2013). Насельницы сестричества расположились на 3-м этаже бывш. больничного корпуса. Они выполняли работу патронажных сестер, помогали малоимущим и бездомным, распределяли гуманитарную помощь, возили медикаменты в «горячие точки» в Чечне. С весны 1994 г. сестры стали по очереди ночевать в обители. В 1995 г. сестричество, возглавлявшееся Марией (Майей) Николаевной Крючковой (в монашестве Елисавета), получило статус обители. 31 дек. 1996 г. по благословению патриарха Алексия II состоялось 1-е посвящение насельниц в сестры милосердия. Социальное служение обители расширялось, в частности, был открыт детский приют. Для обучения сестер милосердия была организована специальная группа при московском медицинском колледже № 1. В 2000 г. обители милосердия был присвоен статус Патриаршего подворья.
В 2006 г. по указу патриарха Алексия II обитель возглавила Наталия Анатольевна Молибога. К тому времени был решен вопрос о передаче Покровского собора обители, директор Центра академика И. Э. Грабаря А. П. Владимиров торжественно вручил и. о. настоятельницы обители милосердия ключ от храма.
В 2007-2008 гг. была проведена реставрация ансамбля обители к ее столетнему юбилею. 15 сент. 2008 г. состоялось офиц. открытие М.-М. о. после реконструкции.
С 30 мая 2014 г. решением Синода М.-М. о. является ставропигиальным жен. мон-рем «с сохранением особого уклада жизни, восходящего к основательнице преподобномученице Елисавете». В вопросах социального служения и дел милосердия обитель подчиняется Патриарху Московскому и всея Руси через Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению, в вопросах монашеской жизни - через Синодальный отдел по мон-рям и монашеству.
С 2011 г. настоятельницей М.-М. о. является игум. Елисавета (Позднякова). В обители проживают ок. 30 насельниц, среди к-рых есть как монашествующие сестры, так и сестры милосердия, не принявшие постриг. Все насельницы живут по общежительному монашескому уставу, но сестры милосердия имеют нек-рые послабления. Монашествующие сестры выполняют в основном церковные, хозяйственные и адм. послушания, но в случае необходимости могут подменять и сестер милосердия в их трудах. Послушания сестер милосердия в первую очередь связаны с социальной деятельностью: это патронажная служба вне обители и социальные проекты на ее территории. Как и при прмц. Елисавете, сестры милосердия делятся на 3 разряда: посвященные, испытуемые и сестры-помощницы. Последние проживают дома, но участвуют в делах милосердия и др. мероприятиях обители. Сестры милосердия (посвященные и испытуемые) носят особую форму, разработанную для них вел. княгиней, а монашествующие носят традиц. монашескую одежду.
Служение М.-М. о. направлено на помощь детям-инвалидам, сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также больным, одиноким, немощным, престарелым и другим людям, оказавшимся в тяжелых жизненных обстоятельствах. С этой целью в обители работают патронажная служба, медицинский центр «Милосердие» по реабилитации детей с ДЦП, группа дневного пребывания для детей-инвалидов, летняя дача для детей-инвалидов на Севастопольском подворье, детская выездная паллиативная служба, группа круглосуточного пребывания детского паллиативного отделения, Елисаветинский детский дом, центр семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Елисаветинская гимназия, выездная служба поддержки пациентов с боковым амиотрофическим склерозом, служба помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, служба добровольцев.
Обитель имеет 5 подворий: Иоанно-Богословское подворье в с. Каменки Волоколамского р-на Московской обл. для монашествующих сестер; подворье с богадельней в дер. Владычня Лихославльского р-на Тверской обл.; подворье в Севастополе (дача для детей-инвалидов); строящееся подворье на территории социально-медицинского центра в Истринском р-не Московской обл.; строящееся подворье в г. Бурчеи на о-ве Сардиния (Италия).
27 июня 1916 г. в нижнем храме-усыпальнице Покровского собора во имя Небесных Сил и Всех святых была погребена сестра Анна Ивановна Руднева († 25 июня 1916). 6 мая 1917 г. там же была захоронена сестра Евфимия Кузьминична Чукардина († 4 мая 1917) (ЦГИАМ. Ф. 2121. О. 2. Д. 62). В 2000 г. в храме-усыпальнице были захоронены перенесенные с кладбища в дер. Владычня останки мон. Елисаветы (Ольги Владимировны Сребрянской, супруги прот. Митрофана Сребрянского; 1868-1956) и 4 сестер-монахинь: Магдалины (Пашкевич; 1897-1974), Милицы (Замориной; 1894-1946), Любови (Журило; 1883-1956), Надежды (Бреннер; 1890-1983).
В соборном Покровском храме находятся: рака с десницей прмц. Елисаветы, переданной из Иерусалима по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II и первоиерарха РПЦЗ митр. Лавра (Шкурлы); ковчежец с частицами мощей прмц. Варвары, преподобноисп. Сергия (Сребрянского), преподобноисп. Гавриила (Игошкина); мощевик с частицами мощей святителей Николая Чудотворца, Иоанна Суздальского, Иоанна (Максимовича), митр. Тобольского, Димитрия (Савича (Туптало)), митр. Ростовского, Иннокентия (Вениаминова), митр. Московского, Игнатия (Брянчанинова), патриарха Тихона; ковчежец с частицами мощей вмц. Варвары, преподобных Сергия, Кирилла и Марии Радонежских, Саввы Сторожевского, Авраамия Ростовского, Романа Киржачского, Агапита Киево-Печерского, Даниила Переяславского, Варнавы (Меркулова), Алексия (Соловьёва), Силуана Афонского, Оптинских старцев, преподобноисп. Георгия (Лаврова), благоверных князей Александра Невского, Василия и Константина Ярославских, праведных Филарета Милостивого и Симеона Верхотурского; мантия прп. Серафима Саровского; в алтаре собора хранится выносной запрестольный крест из обители нач. XX в.
В храме праведных Марфы и Марии находится ковчег с частицами мощей преподобномучениц Елисаветы и Варвары, иконы с частицами их мощей, а также иконы с частицами мощей прав. Марфы, равноап. Марии Магдалины, мц. Людмилы Чешской, блгв. кнг. Анны Кашинской, прп. Евфросинии Московской, свт. Иоанна (Максимовича), архиеп. Шанхайского и Сан-Францисского, блж. Матроны Московской.
В покоях основательницы М.-М. о. открыт музей ее памяти. По фотографиям воссозданы 2 комнаты: молельня и приемная. В музее собраны святыни, в т. ч. вышитые великой княгиней иконы Нерукотворного образа Спасителя и святых Марфы и Марии, апостольник и наперсный кипарисовый крест преподобномученицы, ее четки, дорожное Евангелие, 2 образа из молельни (икона прав. Елисаветы с частицей мощей и иерусалимская икона «Целование Пресвятой Богородицы и св. прав. Елисаветы»).